Домашняя алхимия. Кабинет натурального парфюмера. (с) Анна Герасимова

Домашняя алхимия. Кабинет натурального парфюмера. (с) Анна Герасимова

Прочитав у Галины Анни перевод главы из книги Луки Турина о том, как выглядит рабочий кабинет современного парфюмера, мне стало интересно сравнить рабочий процесс в большой парфюмерной корпорации и собственную скромную домашнюю лабораторию. А заодно и ответить на многочисленные вопросы о том, как это у меня происходит, с иллюстрациями. 

Рабочий стол натурального парфюмера – это ряды флаконов с эфирными маслами, расставленные по нотам. Цитрусовые масла, травы, цветы, пряности, древесина, коренья, смолы и бальзамы. Подобная расстановка – не железное правило, мне так проще ориентироваться во всем многообразии масел. Когда количество баночек, склянок и пробирок превышает какой-то порог, любые способы систематизации хороши и облегчают работу. В отдельной коробочке – абсолютные масла. В штативах с многочисленными пробирками – абсолютные и эфирные масла в разведениях, удобных для работы, экспериментальные сочетания и образцы разных ароматических продуктов. Весы, пипетки, дозаторы, калькулятор для расчетов, тетрадь с готовыми рецептами и подробными записями экспериментов... Флаконы с созревающими духами. Блоттеры с логотипом у меня тоже есть, но в работе я пользуюсь ими редко, предпочитая слушать ароматы с кожи.

На полках выше стоят многочисленные спиртовые тинктуры собственного приготовления и растительное сырье. Благовонные смолы, пряности, ароматная древесина, травы и сухоцветы – собственноручно собранные, купленные или привезенные друзьями из разных уголков планеты. Все ароматические продукты хранятся в темном стекле, в прохладном шкафу, защищенные от солнца и перепадов температуры. В соседней нише хранятся готовые духи – отфильтрованные и герметично закрытые, поэтому ситуации, в которой мои духи или ингредиенты испортились бы, у меня пока еще не было.

На отдельной полке стоят образцы работ других парфюмеров – классика, селективы, работы коллег. Благодаря дружбе и щедрости парфюмерных коллекционеров эта подборка время от времени пополняется, что дает мне возможность изучать работы других парфюмеров, особенно – работы классиков, винтажные ароматы. Подобно тому, как поэты изучают Гомера или Шекспира – поэтическую классику, я изучаю ранние работы Герленов, Эрнеста Дальтроффа, Франсуа Коти, Эрнеста Бо, Эдмона Рудницки...

Второй стол – это мой компьютерный стол, заваленный книгами и справочниками, необходимыми для работы. Здесь я общаюсь, веду переписку, читаю, пишу, верстаю свой сайт, веду блог, магазин и группу в контакте. Часть моей библиотеки в электронном виде, часть – в бумажном, какие-то наиболее интересные материалы я сканирую и выкладываю в библиотеке на сайте. В компьютере у меня так же есть обширный раздел о парфюмерии, в котором собрана всевозможная литература, статьи, ссылки, иллюстрации, материалы с семинаров, классификации ароматов, списки работ известных парфюмеров, фотографии флаконов, старинные рекламки и многое другое. Эти материалы я собирала и изучала в течении нескольких лет.

В глубине стола – курильница, в которой я воскуриваю разные ароматические вещества, чтобы изучать их ароматы и действие, получая наиболее полные и разносторонние ольфакторные впечатления. Например, как ведут себя разные виды ладана в спиртовых настоях, в составе композиции или в сухом виде при воскуривании на углях . Ведь само понятие «парфюмерия» возникло из латинского «per fumus» – «через дым», что подразумевало воскуривание душистых веществ и смесей, которое является наиболее древним способом знакомства с ароматами.

Эксперты магазина "Ведьмино Счастье" рекомендуют:

Свеча ароматическая
Свеча ароматическая "Лимонная полынь"
Эко-свеча в металлической баночке
490 ₽
купить
Эфирное масло mi&ko
Эфирное масло mi&ko "Эвкалипт шаровидный" 5 мл
Органик. Аромат отчетливый, камфарный, резкий
630 ₽
купить
Флоридская вода с эфирными маслами фото
Флоридская вода с эфирными маслами
Цветочная вода на спиртовой основе
890 ₽
990 ₽
купить

Я отношусь к парфюмерии как к искусству, одному из древнейших видов искусств – наравне с поэзией и живописью. Аромат, взаимодействуя с человеком, обращается к эмоциональной сфере, к чувствам, к ассоциативному ряду, к памяти. У каждого душистого растения есть свой собственный культурный контекст, свое значение, своя символика и своя легенда. Все это оказывает влияние на восприятие ароматов и это тоже инструменты, с которыми я работаю. Их нельзя потрогать руками, но можно изучить и использовать с своей работе – это огромный культурный пласт и богатый источник разнообразных идей.

Художники и поэты прошлого черпали свое вдохновение не только в собственной фантазии, но и в античных мифах и библейских сюжетах, так же как авторы античных мифов – в более ранних фольклорных мотивах и сказаниях. Вдохновившись тем или иным сюжетом, историей – они реализовывали свое понимание этого сюжета, создавая уже собственное произведение искусства – картину, поэму, драму... Так и парфюмер черпает вдохновение в поэзии, в прозе, в музыке – реализовывая собственное авторское видение, метафору и мироощущение – в своем аромате. В моей библиотеке, наравне со справочниками по химии, ботанике и ароматерапии, есть поэтические сборники, музыка и живопись, книги, посвященные истории и культуре разных стран. Разумеется, в первую очередь, меня интересует ароматический контекст и все, что имеет отношение к истории парфюмерии, но я не останавливаюсь только на этом.

Читайте также: Как пользоваться аромалампой с маслами

Там, где поэт разговаривает словом и рифмой; художник – линией и цветом; музыкант – сочетанием звуков и аккордов; парфюмер разговаривает запахами, смешивая, составляя и подчеркивая, выделяя или ретушируя что-то в своем аромате. Идея или образ, заложенные в аромат, легенда аромата – такой же необходимый ингредиент духов, как сердечный или базовый аккорд. Это – душа духов, без которой это будут уже не духи, а простая ароматическая смесь. Чтобы одухотворить ее, сделать чем-то большим, необходимо вложить частицу себя, частицу живой души.

Конечный итог и конечный результат моей работы состоит из трех компонентов – это моя идея, реализованная в аромате, сам аромат и человек, который будет его носить. Восприятие каждого человека очень индивидуально и несмотря на существование общего культурного контекста, связанного с ароматами, у каждого человека есть свой собственный ароматический контекст, который состоит из личных ассоциаций и воспоминаний, связанных с запахами. Как индивидуальна физиология – гормоны, температурный режим, сухость или влажность кожи, так индивидуально и восприятие, память, ароматическая картина мира. Именно поэтому ароматы по-разному звучат на разных людях и по-разному ими воспринимаются. Каждый человек слышит в аромате что-то свое и, поделившись этим, может обогатить и расширить мое видение и замысел, показать какие-то новые грани. Это целый калейдоскоп вариантов звучания и восприятия ароматов, достойный отдельного изучения. Я собираю отзывы и впечатления о своих духах – для лучшего понимания особенностей восприятия ароматов. Что и как слышат разные люди в моих ароматах, как они раскрываются на разной коже... Живое общение с людьми, их отзывы и обратная связь – это тоже ценная часть моей работы.

Эксперты магазина "Ведьмино Счастье" рекомендуют:

Эфирное масло STYX
Эфирное масло STYX "Мирт" 10 мл.
Аромат свежий, горьковатый
4 990 ₽
купить
Цветочная вода
Цветочная вода "Дамасская роза"
Натуральный гидролат розы
990 ₽
купить

У каждого аромата есть и свой идеальный слушатель - тот, на ком аромат будет раскрываться именно так, как это было задумано, тот, кто услышит именно то, что я хотела этим ароматом сказать. Они далеко не сразу встречаются друг с другом – человек и аромат, но когда они находят друг друга – это праздник для парфюмера. Это полная и окончательная реализация замысла и чувство удовлетворения своей работой, мало с чем сравнимое.

Меня не ограничивают требования моды и маркетологов, никто не диктует мне какие идеи реализовывать и каким веяниям соответствовать. Свобода творческой мысли и свобода в реализации собственных идей – это еще одна сторона моей работы, которую я очень ценю.

Работа с образами и ассоциациями, работа с ингредиентами и их сочетаниями, изучение истории и культуры парфюмерии, работа с людьми – переписка, встречи и консультации, работа над своим сайтом и обучающим курсом, – и есть разные стороны моей работы. Работы натурального парфюмера.

(c) Анна Герасимова

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ
Поиск